Землю на юге Нижегородчины можно без преувеличения назвать второй столицей. В летний период по здешним дорогам колесит огромное число дорогих машин с московскими и подмосковными номерами. Создается впечатление, что здесь их больше, чем гремящих и коптящих колымаг, на которых ездит большинство местных водителей. Если среднеобластные цены на бензин несколько ниже московских, то ценники на здешних заправках ничем не отличаются от столичных. И уж совсем экзотично выглядят неоновые вывески «Копейки», «Эльдорадо», «Спара» и прочих супермаркетов на улицах 20-тысячного провинциального городка под названием Сергач. Хозяева не скрывают, что они открыты специально для москвичей.Чем же так привлекает жителей столицы эта земля, затерявшаяся на бескрайних российских просторах? Дело в том, что здесь испокон веков живут нижегородские татары, расселившиеся в 15–16 веках (а по некоторым данным, еще раньше) на территории нескольких современных районов – Сергачского, Краснооктябрьского, Пильнинского, Спасского и Княгининского.
С середины прошлого века началось массовое переселение татар из Нижегородской области в московский регион, в результате которого общая численность татарского населения Москвы и Московской области достигла 800 тысяч человек. Однако, переселившись в столицу, татары не оторвались от своей исторической родины. Они поддерживают тесную связь с оставшимися там многочисленными родственниками, строят большие, добротные каменные дома, ежегодно проводят в родных селах отпуска и каникулы.
В летний период в деревню перемещается не только материальная, но и культурная и духовная жизнь татар. В татарских селах Нижегородчины проводятся национальные праздники, проходят состязания по традиционной борьбе на поясах, футболу и другим видам спорта. В некоторых селах при мечетях организуются летние курсы, на которых обучают чтению Корана, основам арабского и татарского языков. С 1990 года такие курсы проводит ректор московского медресе «Нур», уроженец села Базлово Зиннюр Хасанов.
В этом году одна из двух мечетей Базлово, где проходят занятия, отмечает свой 150-летний юбилей. Получилось так, что по времени он совпал с 400-летием основания самого села. Поэтому оргкомитетом было принято решение отпраздновать обе знаменательные даты в один день – 11 июня.
Праздничные мероприятия начались с обязательного утреннего намаза – ирте, который совершается до восхода солнца. Примечательно, что местные жители первый раз в жизни услышали азан (призыв на молитву, раздающийся с минарета мечети) в столь раннее время. От неожиданности некоторые спешно выбежали из домов и направились к мечети, спросонья подумав, что азан приурочен к приезду важных гостей. «Раньше они слышали азан только перед полуденным или пятничным намазом», – пояснил председатель оргкомитета Зиннюр Хасанов.
По окончании намаза имам – З. Хасанов обратился к прихожанам с коротким наставлением, в котором остановился на пользе религиозных предписаний и важности их исполнения каждым человеком. После намаза, согласно мусульманской традиции, была забита корова, мясо которой разделили на три части: одну направили в дом престарелых, вторую раздали малоимущим односельчанам, а оставшаяся пошла на приготовление праздничного стола, который был устроен в здании местной школы.
К десяти часам утра местные жители и гости праздника собрались у второй сельской мечети, откуда со словами восхваления Всевышнего – такбира направились на сельское кладбище, возле которого совершили коллективную молитву по покоящимся там жителям села, погибшим и пропавшим без вести в годы Великой Отечественной войны. Оттуда праздничное шествие с такбиром направилось к мечети-юбиляру.
На площади перед храмом состоялся митинг, в ходе которого выступили представители мусульманских религиозных и общественных организаций, замглавы администрации Спасского района, глава местного самоуправления, представитель областного законодательного собрания и др. Представители власти отметили роль татар в истории России, их заслуги в годы Великой Отечественной войны и трудовые достижения в мирное время.
Замглавы администрации Спасского района Рамиль Салехжанов, выходец из Базлово, рассказал корреспонденту "IslamNews" о том, как в условиях гонений на религию жителям села удалось не просто сохранить здание мечети под видом зернохранилища, но даже поднять минарет, а затем заменить его на новый. По словам Салехжанова, будучи председателем колхоза, он лично очищал мечеть от зерна, чтобы впоследствии с ее минарета вновь зазвучал азан.
Представитель администрации отметил важность духовных ценностей в жизни каждого народа. По его словам, отличительной особенностью мусульманской молодежи по сравнению со старшим поколением является следование религиозным предписаниям. «Пятикратный намаз и отказ от запрещенного в исламской религии возвышает человека и общество в целом. Соблюдающий человек всегда находится в трезвом уме, стремится к продолжению рода, сохранению своей культуры, своей нации», – подчеркнул Рамиль Салехжанов.
По завершении официальной части в мечети, которая была отреставрирована к торжествам, прошел коллективный полуденный намаз, после чего всех пригласили к праздничному столу…
Пожалуй, во всей России не найти второго такого места, которое, не будучи ни курортом, ни туристическим центром, ежегодно, как магнит, притягивает массы столичных жителей. Как не найти и такого народа, который столь сильно и беззаветно любит и чтит землю своих предков.