(Оконч. Нач в №.47).
СЕЛО Базлово - татарское. Кстати, в районе удивительно благожелательная межнациональная атмосфера. Заметили, у Чавкина в первых замах - татарин, уже упоминавшийся в первом письме Салех Кинзябаев, тот же Мустафа Исхаков в дорожном участке. Ну и в татарских колхозах, естественно, национальные кадры.
«Базловским» вот уже двадцать лет руководит Рамиль Ахметович Салихжанов. С тех пор, когда еще был объединенный большой колхоз имени Карла Маркса.
На повороте дороги в Базлово и сейчас красуется вывеска с именем основоположника научного коммунизма. А вот повеяли зябкие ветры отрицания, и разбежался колхоз-гигант на три самостоятельных товарищества: в самом Базлове, в Ишееве и Тукае. Салихжанов свое крепко держит, а те двое «подсели». Склонный к острому словцу Рамиль горько замечает: мол, вот теперь у каждого села свой маленький суверенитет. И даже он, Салихжанов, от этого экономически страдает. Скота много, а пастбищ в Базлове нет. Сейчас вот пасет коров по специально посеянным для этих целей озимым. И вообще, ему для разворота земли мало.
Ну хорошо, прекрасно научились выращивать кукурузу: что ни год - не менее 300 центнеров с гектара зеленой массы. Были бы земли да кормоуборочная техника, Рамиль бы весь район силосом обеспечил. Он нам не говорил, что, мол, опять надо объединиться, но из всего выходило - этот процесс в будущем неизбежен. Логика развивающегося рынка с его оптимизацией хозяйства к этому приведет. Посудите сами, насыщенность скота на единицу площади здесь в 2,5 раза выше, чем по району, а под зерновыми всего 500 гектаров. Да, урожаи - под тридцать центнеров, но дальше рост животноводства все равно наличием земли ограничен.
... Уже на излете теплого майского дня присели мы втроем на зеленом бережке тихоструйной степной речки, раскинули нехитрый походный достархан, нарезали тонкими прозрачными ломтиками знаменитую конскую колбасу «казе», плеснули в бумажные стаканчики.
И только тут в неспешном разговоре узнал я любопытную историю жизни самого Рамиля. Хотя поверхностно знаком с этим человеком, поседевшим в двадцать лет, давным-давно.
Оказывается, сорок лет назад этот колхоз возглавлял его отец. Потом после него сменилось семь председателей, и хозяйство постепенно приходило в упадок. Рамиль все это видел с детства, со студенческих времён. Закончив педагогический институт, работал в родном Базлове преподавателем физики, директором школы. И конечно, переживал, глядя, как рушится дело отца. И решился, сами колхозники его призвали.
Что уж говорить, как ему было трудно... Помогли крестьянские корни, огромная ответственность за судьбу односельчан и удивительное чувство самоиронии. Он и сейчас, этот большой сильный человек с совершенно белой головой, смешлив и улыбчив, как мальчишка, способный расположить к себе с первых же минут общения. А между тем в Базлове его слушаются беспрекословно. Да он и живет ради людей. Себе особых хором не нажил. Когда мы специально проехали по Базлову и посмотрели, как живут колхозники, какие дома возводят, так его-то дом так, средненьким оказался. А Рамиль между тем прямо лучился гордостью, называя имена хозяев: вот тут агроном живет, тут - механизатор, тут -шофер... Ну а это москвичи возвели «запасные аэродромы». Ну и что, у них здесь родственники, да и сами-то дома из Баалова не убегут.
Ну, а что Баязитов-то? Тот московский татарин, талантливый бизнесмен, выходец из здешней округи, доктор экономических наук, известный в России меценат, основатель фонда «Веротерпимость и гражданское согласие»? Наконец, кандидат в Госдуму, баллотировавшийся по Сергачскому округу? Он-то с какого боку к Базлову?
А с прямого, оказывается. И с предвыборным корыстным подкупом не связанный. Рашид Жаб-барович помогает землякам давно, и не только своим землякам-сергачанам. Вот вышел и на Рамиля. А дело в том, что в Спасском давно надумали создать центр татарской культуры при Базловском Доме культуры. А самого-то Дома и не было, так, обычный клуб. Вот Баязитов и помог в кратчайший срок этот дворец воздвигнуть и оборудовать-
. И это, действительно, дворец -огромный и красивый, современно и со вкусом отделанный.
И работа по созданию центра национальной культуры уже ведется. В роно за это направление отвечает опытнейший педагог Дина Салеховна Исхакова, отличник народного образования, награжденная орденом Дружбы народов. Она из семьи потомственных сельских учителей, органично впитавшая как национальную, так и русскую культуру...
|